Схема уровни, формы и методы научного познания


Значение чувственного познания особенно велико в медицинской практике, поскольку именно с него начинается диагностика (осмотр, пальпация, перкуссия). С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Эмпирический уровень познания — это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах. На этом уровне познания объект отражен со стороны связей и отношений, доступных созерцанию. Разница между первым и вторым состоит в сопоставлении данных о ходе психолого-педагогических процессов и поведении участников учебно-воспитательного взаимодействия в условиях ощущения поднадзорности и свободы от глаз посторонних. Благодаря этому становится возможным изучить ранее не исследованные типы процессов и открыть новые законы природы. В свою очередь, познание законов природы всегда приводит к совершенствованию способов и инструментов измерения.


Можно выделить классический, неклассический, постнеклассический стили научного мышления. Любые же определения — это условные соглашения о значении терминов, и поэтому к ним не применима характеристика истинности и ложности. Например, экспериментальный метод в педагогической психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности учащегося и других сторон психической реальности. Смена парадигм — это революционный сдвиг в науке, выход ее на новые этапы развития. Чем большее число следствий подтвердилось эмпирически, тем меньше вероятность того, что все они могли быть выведенными из другой гипотезы.

Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное. Истина — это соответствие знания объективной реальности, получившее подтверждение на практике. По своему содержанию истина объективна, т.е. независима от познающего се субъекта. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Это то, что сеть теперь или было в прошлом. Результаты наблюдения дают нам первичную информацию о действительности в форме научных фактов. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой.

Похожие записи: